Авторский проект IT-специалиста Олега Барабанова Персональные публикации на тему IT и не только…

Мое знакомство с КВОРУМ-64 - клоном культового компьютера ZX-Spectrum

Многие наверное слышали о таком компьютере как ZX-Spectrum - нашумевший и очень популярный в свое время 8-ми битный компьютер, созданный на базе широко распространенного (и дешевого) процессора Z80. В этом месяце (точнее 23.04.2022) ZX-Spectrum отметил 40-летний юбилей!

На фоне этого юбилея, я хотел бы рассказать, как моя жизнь пересеклась с этой системой и как в детстве это могло повлиять на выбор моей будущей профессии.

Мое первое знакомство с КВОРУМ-64

Так сложилось, что в своей жизни я успел столкнуться с этой платформой. Где-то в 96-м году мой брат (Миша привет! 😁) приобрел довольно таки любопытный компьютер Кворум-64. Сейчас может казаться странным, что в то время, когда по миру уже во всю распространялись x86 компьютеры с процессорами Пентиум и с Windows 95 на борту, мы купили какой-то Кворум-64... Но если вспомнить то время (90-ые как-никак), сколько стоили в то время компьютеры (цены были в магических У.Е.), какие были зарплаты... и это при том, что мы и так жили не богато (как и большинство в стране).

Но вернемся к самому КВОРУМ-64. Исторически так сложилось, что на территории РФ в 90-е производилось множество клонов ZX Spectrum и КВОРУМ представляла собой серию клонов, которые выпускались на Екатеринбургском заводе Вектор. КВОРУМ-64 являлся базовой версией и имел следующие характеристики (взял из руководства, но на деле характеристики соответствуют заявленным):

Вся работа велась в режиме интерпретатора BASIC. Да-да, для того, чтобы запустить какую-то команду, нужно было ручками вводить команды (Например `LOAD ""`), а потом с магнитофона загружать программу.

Загрузка программ с аудиокассет

Вот кстати, по чему я никогда не буду скучать, так это по загрузке программ с магнитофонной ленты. Это был достаточно отвратительный квест, с постоянным ручным перематыванием кассеты на нужную начальную позицию программы с которой её нужно загружать, что определялось по "молчанию" на записи + по записанной позиции на обложке кассеты. Существовали магнитофоны со счетчиком ленты, но на практике я их никогда не встречал.

При этом нужно было корректно настроить уровень тона, выдаваемого магнитофоном, а также следить, чтобы кабельное соединение между компьютером и магнитофоном было качественным, т.к. загрузка была очень чувствительной. Помимо этого, немаловажную роль играло качество кассеты (и записи на ней), которое в большинстве своем было не самым лучшим. Да и вечные проблемы с зажевыванием кассетной ленты, выводили из себя 😡. В общем дискеты на этом фоне были намного комфортней, да вот только у меня не было дисковода.

А вот что было незабываемым, так это фоновый шум загрузки. В интернете полно аудиозаписей этих дивных звуков и аналогов этих звуков вы фиг найдете в природе. Идеальный аудиоинструмент для пыток.

И тем не менее, за неимением ничего, я включал этот аппарат и проводил все вышеописанные процедуры, чтобы поиграть в пару доступных игр. Из тех, что я помню, это были например: Saboteur 2 (заглавную мелодию до сих пор в голове помню), Dizzy, Batman, Garfield, огромная куча летных симуляторов и пр. Некоторые игры требовали подгрузку уровней с магнитофона и соответственно вышеописанный квест начинался заново, а в случае проблем при загрузке, была большая вероятность, что ваша игра будет запорота.

Играл я в основном на маленьком черно-белом телевизоре, ибо только такой был свободен для этого компьютера. Зрение на этой фигне садилось только так. Общая возня с кассетами, их дефицит, проблемность и честно говоря, скучность многих игр - это все отторгало малолетнего меня, который видел в различных передачах (Денди новая реальность, Мегадром Агента Z и пр.) крутые, яркие, красочные, динамичные игры. И как только на руках появилась Денди - Кворум-64 моментально отошел на второй план в плане игр.

Встроенный интерпретатор языка программирования BASIC

Тем не менее, в этом компьютере оставалась одна интересная мне вещь - встроенный интерпретатор языка программирования BASIC. Наблюдая, как брат рисовал с помощью команд (LINE) очередной автомобиль, я видел, что можно не только запускать игрушки, но и творить какую-то техническую магию.

С учетом того, что мне тогда было примерно 7 лет (я 1989 г.р.), то просто удивительно, как мне тогда дались все эти операторы IF, FOR, GO TO и пр. Скажу честно - получалась какая-то фигня, а что-то сложное писать было нереально - сохранять-то было некуда.

Откуда я знал, как пишутся команды? Все просто - достаточно взглянуть на клавиатуру!

Клавиатура КВОРУМ-64

Прикольной особенностью клавиатуры КВОРУМ-64 является наличие забинденных команд (процедур) BASIC к определенным клавишам, что в свою очередь ускоряло набор кода.

Приложу пару фотографий, чтобы вы сами могли увидеть:

Тем не менее, не скажу что я как-то активно пользовался этой фичей, поскольку простая печать на клавиатуре мне еще давалась не легко, что уж говорить о запоминании, на какую кнопку какая команда забиндена.

Также любопытно то, что переключение на Латинскую и Русскую раскладу сделано отдельными клавишами, а не какой-либо одной комбинацией, как это реализовано в современных системах. Иногда это очень удобно.

Руководство по эксплуатации КВОРУМ-64

На всякий случай, я отсканировал и выложил в сеть руководство по эксплуатации КВОРУМ-64 (pdf), которое прилагалось к этому компьютеру. В руководстве, помимо пользовательских деталей, также указано множество и технических, таких как: "Схема установки RGB-входа на телевизоры ЗУСЦТ", "Распайка разъема "РАСШИРЕНИЕ"" и пр. Возможно это кому-то когда-нибудь пригодится при реставрации или просто в виде воспоминаний по былой технике (ностальгия 🙂).

Заключение

Так вот и получилось, что благодаря уральскому КВОРУМ-64, я познакомился с миром ZX-Spectrum. Не скажу, что это знакомство всегда было благополучным (гребаные кассеты... 😠), но в купе с детской фантазией и любопытством оно сыграло свою роль в выборе моих дальнейших интересов.

Конечно x86 системы были намного более эффективной и практичной техникой для работы и обучения, а для игр были распространены игровые приставки (Dendy, Sega MegaDrive, Playstation и пр.). И рисовать автомобили было более наглядно и приятно в том же Paint, чем через команды BASIC. А уж возможности мультимедиа... В сравнении с этим КВОРУМ-64 для меня уже не вызывал "вау" эффекта. Да и в общем-то по всему миру, время ZX-Spectrum давно прошло.

В настоящее время этот компьютер лежит у меня без дела на полке. К сожалению куда-то потерялись блок питания и джойстик, поэтому сложно сказать, какая судьба ждет конкретно этот экземпляр КВОРУМ-64. Изначально думал его отдать в какой-нибудь музей компьютерной техники, но они к сожалению сейчас все подряд закрываются и поэтому этот вопрос пока остается открытым.

Но тем не менее, на фоне юбилея этой системы, хочу напомнить, что в мире до сих пор есть огромное количество фанатов ZX-Spectrum и его клонов и даже до сих пор жива демосцена. Да и относительная техническая простота этих систем, их кастомизация и доступность, увлекла в IT множество инженеров, которые в свою очередь стали создателями множества современных технических решений. А любой технический прогресс - это хорошо.