Персональный сайт Олега Барабанова

Моя история того, как я в 2021 году стал дипломированным бакалавром прикладной информатики

Наверное одним из самых важных событий уходящего 2021 года для меня было получение диплома бакалавра прикладной информатики. Защита у меня была 18 июня которую я успешно защитил на отлично и за день до своего 32-го дня рождения.

Предыстория

В 2018 году, имея на руках диплом СПО (с отличием кстати) я решил, что было бы не лишним освоить и высшее образование. Прикол в том, что по первому образованию - я менеджер (коммерсант), но всегда работал в сфере разработки в IT. Просто в какой-то момент для меня стало сложностью не просто разработать какую-то штуку в команде, но и правильно организовать и оценить стоимость разработки, а также уметь продать продукт. Менеджерские навыки в разработке оказались очень полезными и я понял что надо двигаться дальше, да и других причин для этого было много:

  1. подстраховка на будущее - ибо если сегодня мало кто спрашивает об образовании, то вот что будет через 10-15-20 лет - я не знаю. Мы все с вами видели, как ситуация может меняться в масштабах стран в течении пары лет и поэтому хотелось бы не испытывать удачу. Да и когда ты "молод и горяч" - ты не знаешь, где это тебе пригодится, до тех пор, пока не наступит сам момент столкновения с этими требованиями - но в этот момент может быть уже поздновато. До определенного возраста это не страшно, но чем старше вы становитесь, тем чаще придется будет конкурировать с новым поколением "молодых и горячих" - и в этот момент любое ваше достижение будет играть вам в плюс, ибо возраст вам будет идти в минус.
  2. облегчение бюрократических моментов - т.е. сразу отпадает много вопросов, да и в случае заграничной работы намного меньше проблем с документами.
  3. необходимость получения фундаментальных знаний. Вообще все знания важны - это факт. Лет 15 назад я был намного более уверенным в своих знаниях и пр. Но чем больше я познаю, тем больше мне кажется, что я очень мало еще знаю всего.
  4. возраст - еще в колледже я понял, что чем старше, тем ощутимо тяжелее писать все лабораторные, курсовые и сам диплом. Лет в 20-25 я естественно этого не замечал, но уже после 30 я стал уже более явно ощущать, на сколько это тяжело. И это именно физические ограничения, ибо психологически наоборот - мотивации было хоть отбавляй.
  5. желание удивить любимую супругу личным примером и дать повод для гордости. Это бесценно, показывать любимой реально на деле, что в любом возрасте все эти академические сложности решаемы. Да и для меня стал откровением тот факт, что это может заводить.
  6. стоимость образования - к сожалению стоит понимать что обучение - это очень дорогое удовольствие. И дело не только в оплате самой учебы, но и в том, что пока вы учитесь - вы не зарабатываете.
  7. борьба с выгоранием - новые люди, новые знакомства, новая информация, новая обстановка, новые трудности и толпа молодых вокруг, это все мотивирует не стоять на месте и двигаться вперед.
  8. оттренировать умение передать информацию другим. Тысячи собственноручно написанных страниц заставляет научиться правильно излагать и передавать информацию. Причем вы с этим навыком потом столкнетесь на практике, когда вы сами будете для других писать документацию и обучать каким-то технологиям.
  9. явная тенденция к отмене во многих направлениях заочного образования, что с одной стороны понятно, ибо халявщиков на заочке реально процентов 80%, но с другой стороны лишает возможности получить образование тем, кто добросовестно постигает науку, совмещая учебу и работу.
  10. сокращение в ВУЗ-ах ускоренного обучения для выпускников СПО. Только у небольшого количества ВУЗов есть отдельные группы, которые формируются только из выпускников СПО, а срок обучения при этом ощутимо меньше, за счет перезачета предметов. В остальных случаях студенты СПО учатся полный срок, наравне со вчерашними школьниками.
  11. возможность в будущем выйти на интересную магистратуру, в т.ч. зарубежом. Для этого в любом случае нужен бакалавриат - без него никак. Всегда стоит стремиться к новым достижениям!

В общем совокупность причин + банальная боязнь остаться неудел в ответственный момент привели меня к поступлению в УрГЭУ, т.к. там был институт непрерывного образования который ориентирован на студентов СПО и предоставляет ускоренные сроки обучения для них. Да и люди в таких группах обычно все уже работающие (образование то уже есть), нередко после армии, с семьями - в общем было о чем поболтать и помимо учебы. В итоге список причин, почему я выбрал УрГЭУ, выглядит следующим образом:

Решено было поступать на направление 09.03.03 "Прикладная информатика", т.к. это междисциплинарное направление, где рассматривается и техническая и экономическая часть разработки, что в какой-то степени позволяет расширять мое первое образование.

Поступление в университет

Поступление не являлось большой сложностью, т.к. я являлся выпускником колледжа, мне не нужно было заморачиваться с ЕГЭ и поэтому я просто сдавал вступительные тесты, которые не были совсем уж сложными и скорее были необходимы как фильтр от совсем упоротых идиотов.

Набрав необходимые баллы и сдав необходимые для поступления документы, я был зачислен второй волной в доблестную группу "ИНО ЗЭИ-18". Прикол в том, что доступ в электронный личный кабинет я получил примерно за месяц до начала занятий, а уже к первому семестру нужно было выполнить довольно таки много контрольных работ, которые автоматически проверялись на Антиплагиат. В общем пришлось сразу настроиться на высокий темп и решать все задачи.

1-ый год обучения

В первый год мы учились вместе с группой ИНО ЗИВТ-18 (Информатика и вычислительная техника) ибо наши программы обучения в начале довольно таки сильно пересекались и были общие занятия для всех. Вообще классные ребята - в последующем мы еще не раз пересекались с этой группой и даже в одни дни защищались (но в разных аудиториях).

Вообще для меня за первый год обучения стало неожиданностью то, что к концу первого года количество учащихся в группе существенно снизилось - не все смогли потянуть. Я понимаю это со вчерашними школьниками - там ветер в голове и мысли о другом,  но тут люди  были уже взрослые, с образованием и пр. Многие вообще не имели никакого опыта работы в IT-сфере и поэтому были в ступоре от того, что надо довольно таки быстро разобраться с тем же Delphi и C++ для выполнения лабораторных работ. В общем для многих стало открытием, что IT-специальность - это нифига не легко и то что на заочке решает самообучение - это не пустые слова. Для меня же это все было уже знакомо, т.к. я уже много лет работал в той сфере.

В этом году также на себе полностью оценил работу Антиплагиата. Критиковал я эту штуку , ибо я понимал его использование в курсовых работах и ВКР - но не понимал, что можно нового написать в контрольных работах, особенно если мне надо часто ссылаться на законодательство и пр. И нифига цитирование нормально не работало, т.к. принимало за заимствование. Вообще Антиплагиат удивлял, указывая на плагиат с ссылкой на сайт, который давно не существует или вообще являлся сайтом категории "18+" - как такое может быть источником информации? 

Тем не менее, классно было то, что многие преподаватели для лабораторных работ, не связанных с конкретным языком программирования или базой данных - разрешали использовать те решения (языки программирования, БД и пр.), с которыми мы уже работаем, что позволяло сосредоточиться именно на логике заданий.

В конце года, было большое количество экзаменов. Сразу скажу - на 3 сдать любой предмет очень легко (фактически халява), но вот на 4 и особенно 5 - начинают спрашивать серьезно. Причем так было вплоть до окончания обучения.

До сих пор хорошо вспоминаю, как защищал курсовую работу у Сазановой Ларисы Анатольевны по "Теории системы и системному анализу". Была очень оживленная дискуссия по Кибернетике 1-го порядка (та самая, именно Винеровская кибернетика). Вообще с этой курсовой пришлось повозиться, т.к. требовалось понять, чем отличается кибернетика 1-го и 2-го порядка, да и вообще разобрать всю историю этой науки. С того момента, я стал отлично понимать принципы черного, серого и белого ящиков, принципы прямой и обратной связи, декомпозиции, а также структур построения саморегулируемых систем (кибернетическая система)... Меня очень вдохновило то что мою курсовую изучали и мои старания кто-то увидел - до сих пор теплыми словами вспоминаю этого преподавателя. 

2-ой год обучения

Второй год обучения шел вполне обыденно, за исключением того, что на этом курсе мы защищали две достаточно объемные курсовые. Но из плюсов стоит отметить, что для контрольных и курсовых убрали Антиплагиат, оставив его для ВКР - стало намного меньше бюрократии.

Очень запомнился Чиркин Максим Александрович, который очень быстро, но очень оживленно вел у нас предмет "Архитектура ЭВМ, вычислительная техника и сети" в которой он упор делал именно на сети. Было такое чувство, что он вообще каждую деталь знает в построении сетей, настолько шикарно он в этом разбирался и рассказывал - видно что сказывался его большой опыт в Ростелекоме. Он делал большой упор на то, чтобы мы не просто выучили, но и прекрасно понимали уровни модели OSI, а также принципы работы современных сетей и протоколов. Лабораторные мы помню делали в Cisco Packet Tracer - очень наглядная штука.

Вторая половина того курса попала под активное распространение COVID-19. Обучение перевели на дистанционку и с этого момента я ощутил все убожество этого формата. Я очень благодарен, что ВУЗ взял для обучения более стабильный Microsoft Teams, вместо навязываемых решений, про которые мне рассказывали другие. С Teams проблем не было - были проблемы с преподавателями. К сожалению, я вынужден признать, что многие преподаватели не были готовы к такому формату обучения и часть преподавателей откровенно филонила или просто зачитывали лекции. У многих материал был расчитан на очное присутствие и никак не для обучения в дистанционном формате. Даже немного обидно было за тех преподавателей, которые добросовестно и оживленно вели лекции, адаптировали свои учебные материалы под новый формат и старались быть пунктуальными в вопросах обучения.

Ни в коем случае не хочу бросать тень на сам университет, т.к. ситуация была по всему миру нестабильной из-за коронавируса. Многие учебные заведения еще и внедряли отечественные системы по каким-то нормативно-правовым требованиям - вот там был настоящий кошмар с обучением.

Но для себя я отметил, что дистанционное обучение серьезно уступает обычному обучению. Я не спорю - кому была нужна халява - те наоборот радовались. Но т.к. я шел с конкретными целями, да и платил со своего кармана - меня это как-то разочаровывало, было ощущение, что занимаюсь самообманом. Поэтому даже находясь дома, на дистанционном обучении я старательно делал все работы и внимательно изучал материал. Да, я тогда очень устал - но была гордость за то, что не поддался самообману и остался честным перед собой. Это все видела моя супруга и очень гордилась этим, что поднимало мою самооценку в эти тяжелые дни.

Хотя тем не менее, я был разочарован не только дистанционным образованием, а еще и тем, что многие преподаватели даже не смотрели выполненные контрольные работы - вот этот момент неприятно демотивировал.

3-й год обучения

Последний курс обучения для нас начался в смешанном варианте, т.е. обычные лекции вели дистанционно, но лабораторные работы велись уже в университете. Это было уже намного лучше и позволяло оперативнее на месте решать всяческие вопросы, которых было много, т.к. в этом году было множество практик и написание ВКР. За этот год я пересдал несколько предметов "на отлично" и стал претендовать на диплом с отличием - включился азарт. Помимо этого, как обычно, была защита курсовой работы по предмету "Сетевая экономика" -  на которой надо было разработать работающий интернет-магазин и предоставить бизнес-план. Я тогда помню сделал простой сайт на Flat-file CMS GetSimpleCMS с простой версткой через Mobirise, а в качестве самого магазина интегрировал платформу электронной коммерции Ecwid - получилось дешево, гибко и универсально. Благодаря такому решению не изобретать велосипеды, я смог больше сконцентрироваться на самом продукте и его проектировании, чем на программировании.

Потом началась очередь бесконечных практик и написания самой ВКР. Научным руководителем у меня стал замечательный преподаватель Кислицын Евгений Витальевич (доцент, кандидат экономических наук), который на тот момент уже стал заведующим кафедры. Всего у него из нашей группы было три человека - все трое практикующие программисты, которые еще и идут на красный диплом - к-к-к-комбооо 😎.

Я думаю не секрет, что от того, как идет работа с научным руководителем зависит очень многое. Мы зная занятость нашего руководителя, заранее подготовили огромный список вопросов и разово устроили многочасовую онлайн-дискусию с разрешением всех вопросов. В случае проблем - научный руководитель был с нами на связи и поэтому совсем не хотелось его подводить или заставить стыдится за нас. Да и какая-то профессиональная гордость заставляла добросовестно делать диплом.

Защита ВКР

Сама защита состоялась 18 июня 2021 года. Больше всего я опасался, что из-за каких-либо ограничений, защиту ВКР устроят в дистанционном формате. Совсем не хотелось так "сухо и скучно" завершить все обучение и защищать с таким трудом выполненную работу перед монитором и вебкамерой. Мне важно живое выступление и визуальный контакт с комиссией для того чтобы я мог свободно иметь возможность защищать свой проект. Что и получилось, т.к. когда я закончил свою речь и начал отвечать на вопросы, я вполне свободно мог парировать любые неудобные вопросы, а также "чувствовал", чего ожидать от любого из комиссии.

В итоге когда озвучили оценки, за защиту и я услышал слово "отлично", мне сразу на душе полегчало. Множество лет в колледже + множество лет в университете, старательная и ответственная учеба наконец привели к своему итогу. Я думаю, вы сами понимаете, что такие моменты в жизни остаются в памяти надолго. Поэтому я просто хотел, чтобы многолетнее обучение завершилось для меня на достойной ноте.

Вручение дипломов

Где-то через месяц, в середине июля 2021 года, нас пригласили на вручение дипломов. Была торжественная речь и непосредственно вручение долгожданных дипломов. При этом, в самом начале, на сцене отдельно вручали наши "дипломы с отличием". Тогда я очень удивился, что вызвали всего 4-ых человек - я ожидал намного больше. Жаль нет нормального фото, т.к. был масочный режим.

На фото вруКраснодипломники :)чение дипломов с отличием (слева на право): 3-ое из нашей группы (Емельянов Егор, Барабанов Олег (т.е. я), Шагаев Тулеген), девушка из другой группы (имя нам неизвестно) и проректор УрГЭУ Дмитрий Андреевич Карх, который непосредственно вручал дипломы.

Помимо дипломов, нам вручили поздравительные грамоты и цветы. Все было без всяких рукопожатий, как-никак санитарные нормы - гребанный COVID везде ведь.

Кто бы что не говорил, но было очень трогательно получить такое благодарственное письмо.

Получение Европейского приложения к диплому в УрГЭУ.

Тем не менее на получении непосредственно диплома об образовании, для меня весь этот квест не закончился, т.к. было необходимо еще получить Европейское Приложение к Диплому (ЕПД).

И вот тут удача меня подвела. Суть в том, что практически сразу после получения диплома, я в середине июля подал документы на получение ЕПД в "Управление международного сотрудничества УРГЭУ", оплатил пошлину и стал ждать чуда обещанные две недели на изготовление. Естественно, я прекрасно понимал, что будет дольше, т.к. уже неоднократно имел дело с госучреждениями.

Я наивно думал что мне самому позвонят и уведомят о ситуации, но в итоге через месяц мне пришлось самому звонить и узнавать ситуацию с ЕПД и как выяснилось - за документ никто не брался, т.к. все перегружены. Если честно - это было неожиданно такое услышать, но я проникся и дал шанс. Но как вы наверное поняли, все было куда хуже: то одна сотрудница уволилась, то другая... Потом еще было несколько предварительных согласований, где были ошибки. Также не было понимания, какие сроки обучения писать в моем случае, т.к. фактически срок 3 года (т.к. после колледжа), но программа обучения расчитана на полные заочные 4,5 года.

В итоге пришлось самому закапываться в информацию и предложить указать фактический срок обучения (3 академических года) с обязательным указанием информации о дипломе колледжа. В принципе тут я не сердит на них - на их месте я бы сам запутался.

Потом то ректор уехал, то обьявленные президентом"нерабочие дни"... В итоге свое приложение я получил только в конце ноября, через 4,5 месяца. Не удивлюсь, что я еще легко отделался.

Тем не менее, замечу, что было заметно, что там самые основные сотрудники реально перегружены. Надеюсь в университете их как-то разгрузят, особенно в эти сложные дни.

Заключение

В итоге хочу сказать, что 2021 год стал для меня годом, когда я стал бакалавром прикладной информатики. Я шел к этому осознанно и ничуть не жалею ни о чем. Что в колледже, что в университете, я честно сам делал все контрольные, лабораторные, курсовые и дипломные работы, нигде ничего готового не покупал и не скачивал - тем самым оставшись честным к самому себе.

Отдельно хочу поблагодарить свою любимую супругу Светлану, которая в моменты моей учебы брала на себя все заботы как по домашним, так и по коммерческим делам. В сложные моменты помогала по учебе, например когда нужно было проверить на ошибки курсовую работу или диплом, прослушать и скорректировать мою защитную речь, проверить работоспособность дипломного проекта и пр. Намного теплее на душе и придает много сил, когда можно опереться на поддержку такого надежного и близкого человека.

Также передаю слова благодарности:

Что касается дальнейших планов учебы, то могу сказать, что останавливаться на достигнутом не буду. Сейчас я активно изучаю английский язык и пытаюсь акцентрироваться на этом. А вот что касается магистратуры, то тут я буду поступать по мере необходимости и только на английском языке, чтобы не только изучить что-то новое, но и закрепить навыки английского языка на практике. А для этого мне пока необходимо выучить разговорный и письменный английский до необходимого уровня, найти свободное время и деньги и дальше идти к новым достижениям, чего и вам желаю!